В море «застряло» товаров на $14 млрд из-за банкротства Hanjin Shipping

vedomosti_logo

Финансовые проблемы одного из крупнейших в мире контейнерных перевозчиков, южнокорейской компании Hanjin Shipping, привели к тому, что в пути застряли грузы общей стоимостью $14 млрд. Их владельцы пытаются забрать свои товары и доставить их получателям.
После того как на прошлой неделе Hanjin Shipping подала заявление о банкротстве, десяткам судов компании, перевозящим более полумиллиона контейнеров, было отказано в доступе в порты по всему миру: непонятно, кто будет оплачивать портовые сборы, хранение контейнеров и разгрузочные работы. Некоторые суда Hanjin Shipping были задержаны кредиторами компании.
Samsung Electronics заявила, что на судах Hanjin Shipping в международных водах находятся принадлежащие ей товары примерно на $38 млн. «Мы оказались в положении пассажиров автобуса, которым внезапно объявили, что с него нельзя сойти», — говорит один из юристов южнокорейского производителя смартфонов Эван Джонс. Samsung рассматривает возможность зафрахтовать 16 грузовых самолетов, чтобы вовремя доставить свой груз покупателям, преимущественно в США.
Контейнерами перевозится до 95% всей производимой в мире готовой продукции — от одежды до телевизоров. На Hanjin приходится всего 3,2% мировых контейнерных мощностей, но нынешний сбой пришелся на период доставки заказов ритейлерам к сезону новогодних праздников и, вероятно, дорого обойдется компаниям, срочно пытающимся найти других перевозчиков.
Аналитики не ждут, что в результате ритейлеры в США останутся с пустыми полками в разгар праздничного сезона, но чем дольше задерживается доставка, тем выше такой риск. «Пока ситуация не отражается на полках американских магазинов, но затронет, если не разрешится быстро», — говорит Нейт Херман, старший вице-президент Американской ассоциации производителей одежды и обуви. Во вторник ассоциация провела телефонную конференцию с участием 150 ее членов. По словам Хермана, компании все еще пытаются понять, как вызволить свои контейнеры с кораблей и доставить их по назначению.
С началом процедуры банкротства Hanjin ситуация приблизилась к хаосу, говорит Ларс Дженсен, гендиректор SeaIntelligence Consulting. «Когда такому количеству судов закрыт доступ в порты, отправители не имеют представления о том, когда их контейнеры будут разгружены», — объясняет он.
Американские и южнокорейские суды по банкротству дают кораблям Hanjin возможность заходить в определенные портовые терминалы в этих странах и покидать их без риска ареста имущества. Но грузоотправители и брокеры объясняют, что это не решает проблем компании в США: неизвестно, сможет ли Hanjin заплатить за разгрузку своих судов после захода в порты. Кроме того, решение судов не распространяется на порты Азии и Европы. По словам Дженсена, в пути находятся 43 корабля Hanjin и нет никаких гарантий, что они будут разгружены. Еще 39 судов кружат вокруг портов или стоят на рейде. Восемь были задержаны кредиторами.
Экипажи находящихся в море кораблей Hanjin начинают испытывать проблемы с поставками продовольствия и топлива. «Обычно у нас есть запас воды и продовольствия примерно на две недели. Но спустя 12 дней в море у нас осталось мало и воды, и еды, и топлива», — рассказал по спутниковому телефону капитан одного из судов Hanjin, сейчас находящегося в Южно-Китайском море. Он добавил, что начал нормировать потребление воды экипажем и отключил систему кондиционирования для экономии топлива. «Жара сводит команду с ума», — пожаловался капитан. Его корабль вез смазочные материалы и бытовую технику из Юго-Восточной Азии в один из китайских портов, но в четверг он получил приказ остановиться, так как в порту прибытия судно может быть арестовано.
По словам грузоотправителей и брокеров, путаница усугубляется тем, что южнокорейское правительство определило только три так называемых базовых порта, где суда Hanjin могут разгружаться без риска ареста имущества кредиторами — Лос-Анджелес, Сингапур и Гамбург. И даже в этих портах непонятно, кто будет оплачивать разгрузочные работы и портовые сборы, жалуется сингапурский брокер. «Власти Кореи говорят, что платить должна Hanjin, а в компании заявляют, что денег у них нет, — полная неразбериха», — говорит он.
Совет грузоотправителей Кореи, представляющий более 60 000 торговых компаний, в среду заявил, что его члены не могут определить местонахождение своих грузов. А брокеры указывают, что проблемы Hanjin затронули и других перевозчиков, имевших с компанией соглашения о совместном использовании судов: китайскую Cosco Group, японскую Kawasaki Kisen Kaisha и тайваньские Evergreen Marine и Yang Ming Marine Transport, ежедневно перевозящих тысячи контейнеров Hanjin.
По словам Санни Мэндерса из калифорнийской транспортной компании Flexport, тарифы на перевозку из Азии в США на всех линиях с понедельника выросли на 40-50%. «На контейнер получается примерно $600-700. Мы думаем, что период высоких цен продлится от 30 до 45 дней», — говорит Мэндерс.
По данным фрахтовой онлайн-биржи Freightos, средняя стоимость транспортировки контейнера из Азии в США на этой неделе выросла на 56%, с $2835 до $4423. Руководители фрахтового сервиса Shippabo предупреждают, что компаниям следует готовиться к задержкам доставки: многие грузы сейчас перенаправляются на другие суда.
«Для 25 крупнейших импортеров это незначительное событие: их поставки диверсифицированы, они не возят все свои грузы одной линией», — объясняет Фрэнк Лайо из консалтинговой компании Kurt Salmon. Однако ситуация может обернуться разорением для мелких ритейлеров, предупреждает аналитик.
Совет грузоотправителей Гонконга сообщил, что местные терминалы берут с грузоотправителей специальный сбор ($1260 с контейнера) за разрешение снять грузы с кораблей Hanjin. Владельцы грузов говорят, что аналогичные сборы взимают как минимум 10 других портов в Европе и Азии.

Источник: Ведомости
Похожие записи
Банкротство за долги по зарплате
нюансы для должника + скрытые угрозы для бизнеса Антикризисные специалисты компании «СВ Банкротство» защищают ...
Читать далее
Как избежать субсидиарной ответственности
Новые правила и новые риски: что нужно знать руководству должника, чтобы избежать субсидиарной ответственности Антикризисные специалисты компании «СВ Банкротство» ...
Читать далее
Особенности банкротства сельхозпредприятий
Два века назад британский аристократ Уильям Питт Амхерст остроумно заметил, что самым надежным способом разориться является сельское хозяйство. Смех смехом, ...
Читать далее
Банкротство: право
Грамотная подготовка – это залог успеха в любом деле, а в таком тонком и полном нюансов как банкротство и подавно ...
Читать далее
Что делать если кредитор подал заявление о банкротстве?"
Бизнес зачастую является непредсказуемым процессом, поэтому столкнуться с проблемой формирования задолженностей и угрозой признания несостоятельности может практически любая организация. Подобные ...
Читать далее